Нормативные документы
Циклограммы деятельности
-
Циклограмма деятельности учителя-дефектолога (файл)
-
Циклограмма деятельности учителя - логопеда (файл)
-
Циклограмма деятельности воспитателя (файл)
-
Циклограмма деятельности педагога-психолога (файл)
Содержание коррекционной работы
Целью коррекционной работы в группах для детей с особыми возможностями здоровья является – обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья и оказания помощи детям этой категории в освоении общеобразовательной программы.
Задачи коррекционной работы:
O выбор и реализация образовательного маршрута в соответствии с особыми образовательными потребностями ребёнка;
O преодоление затруднений в освоении общеобразовательной программы.
Содержание коррекционной работы:
O выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;
O осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
O возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательной программы и их интеграция в образовательном учреждении.
Основу коррекционной работы составляют следующие принципиальные положения:
O коррекционная работа включается во все направления деятельности ДОУ;
O все специалисты осуществляют коррекционную работу.
Коррекционная работа включает время, отведенное на:
O непосредственно образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) с квалифицированной коррекцией недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей;
O образовательную деятельность с квалифицированной коррекцией недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей, осуществляемую в ходе режимных моментов;
O самостоятельную деятельность детей;
O взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Формы организации:
O индивидуальная;
O подгрупповая.
Перечень коррекционных мероприятий:
O обследование воспитанников;
O изучение документов врачей-специалистов, сбор анамнеза;
O заполнение речевых карт и карт обследования;
O анкетирование родителей;
O диагностика детей;
O выбор образовательного маршрута;
O подгрупповая и индивидуальная НОД;
O консультирование родителей, индивидуальные беседы;
O консультирование, семинары, мастер-классы для педагогов, неделя педагогического мастерства;
O заседание коррекционной службы ДОУ;
O заседание ППк;
O обобщение передового опыта.
Описание специальных условий обучения и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья можно в положении (файл)
Обучение с квалифицированной коррекцией ведётся высококвалифицированными специалистами: учителем-дефектологом, учителем-логопедом, педагогом-психологом. Обучение с квалифицированной коррекцией происходит в специально оборудованных кабинетах.
Модель взаимодействия специалистов в коррекционно-образовательном пространстве ДОУ
В нашем детском саду выстроена чёткая система психолого-педагогического сопровождения. Каждый специалист детского сада работает по своим рабочим программам, составленным на основе ООП детского сада и рабочей адаптированной коррекционно-развивающей программы. В данных рабочих программах отражено единство целей воспитания и образования детей дошкольного возраста.
Модель психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации дошкольников рассматривается как средство вовлечения детей в активную деятельность, преодоления имеющихся нарушений в речевом, физическом, психическом, в том числе личностном развитии, обеспечивающее их успешную социализацию и индивидуализацию.

Как вы видите на схеме, в центре модели – ребёнок и он выступает в роли субъекта наряду с другими субъектами сопровождения. В первую очередь ему прямую психолого-педагогическую поддержку оказывают пять субъектов – это семья, воспитатель, учитель-дефектолог, учитель-логопед и психолог, в затем их помощники: инструктор Физвоспитания, музыкальный руководитель, преподаватель ИЗО деятельности и медицинский работник ДОУ. Все они связаны не только с ребёнком, но и между собой и действуют в комплексе с единой целью – воспитание социально-адаптированной личности, готовой к дальнейшему обучению в школе.
Обособленно, но в тесной взаимосвязи с субъектами образовательного процесса находится Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия. Она оказывает консультационную помощь, даёт рекомендации и устанавливает статус воспитанников.
Тесная взаимосвязь специалистов ДОУ возможна при условии совместного планирования работы, при правильном и четком распределении задач каждого участника коррекционно-образовательного процесса, при осуществлении преемственности в работе и соблюдении единства требований, предъявляемых детям.
Специалисты, осуществляющие сопровождение ребёнка, реализуют следующие профессиональные функции:
O диагностическую (определяют причину трудности с помощью комплексной диагностики);
O проектную (разрабатывают на основе принципа единства диагностики и коррекции индивидуальный маршрут сопровождения);
O сопровождающую (реализуют индивидуальный маршрут сопровождения);
O аналитическую (анализируют результаты реализации образовательных маршрутов).
Организационно-управленческой формой сопровождения является психолого-педагогический консилиум ДОУ (ППк), который решает задачу взаимодействия специалистов.